Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях часто называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее количество практикующих судей, следователей, юристов, адвокатов также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не уточняя конкретного вида экспертизы.

Из-за столь абстрактного и общего обозначения данного исследования, в общей практике часто рождаются ситуации, когда в офис организации, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки).

И тогда возникает ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и других участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неверное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков и прочие отрицательные условия обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

В частности, в случаях, где основной причиной ДТП являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.